В МИРЕ КРАСОТЫ
И ГАРМОНИИ.
ФЛОРИСТИКА КАК
ВИД ИСКУССТВА. Цветы – это
неотъемлемая часть нашей с Вами жизни.
Они повсюду сопровождают нас: и когда
радуемся, и когда грустим. Они украшают
все наши главные события: рождение,
течение жизни и даже уход из нее. Без
цветов не обходится ни одно торжество.
Но в наше время
трудно уже удивить поэзией только одного
цветка. Мы становимся все более
требовательными к красоте и качеству
жизни, и нас уже интересует нечто большее
– изделия из цветов или по-другому
«цветочный дизайн».
Цветочный дизайн
– это искусство аранжировки цветов,
которое дарит нам не только радость
общения с природой, но и радость
творческого труда, основанную на знании
четких правил, законов пропорции и
гармонии.
Цветочный дизайн
– это огромный мир, который включает в
себя философию, математический расчет,
вдохновение и эрудицию, полет фантазии
и строгие постулаты, творческий поиск,
любовь к цветам, природе и любовь к
людям, умение общаться с ними и радовать
их плодами своего труда. К сожалению, при
снижении уровня жизни в период
экономического спада люди, прежде
всего, прекращают покупать цветы, так
как считают их товаром класса люкс, или
же значительно уменьшают объем этих
покупок. А ведь цветы создают отличное
настроение, ощущение праздника, делают
людей более счастливыми и открытыми
миру. С цветами мир становится добрее.
Цветы как бы делятся с нами своей
положительной энергетикой. Когда же и как
зародилась понятие «флористика»?.. Оказывается это
очень древнее искусство.
Первые памятники
флористики происходят из месопотамской
культуры ( с 4 тысячелетия до н.э. по 4-ый
век до н.э.). Благодаря культу природы
вавилонского царства, возникло
садово-парковое искусство и украшение
интерьеров. А первыми профессиональными
флористами были садовники, в чьи
обязанности входило выращивать цветы
и создавать из них украшения. В висячие
сады, из которых наиболее известными
являются сады Семирамиды, высаживали
красивейшие вечнозеленые растения,
деревья, розы, а из срезанных с них цветов
и побегов делали цветочные венки и
композиции в вазах для украшения
застолий.
В Египте (3 тысячелетие
до н.э. – 5-ый век до н.э.) венками из цветов
украшали стены дворцов. Для декорирования
колонн часто использовался как образец
цветок лотоса. Знатные египтяне, кроме
воротников из золотых пластин, носили
так называемые флористические воротники.
В Египте найдены многочисленные
изображения растений и цветов на стенах
храмов и саркофагах. Часто изображение
цветов переносилось на ткани.
Античные народы
Греции (3 тысячелетие до н.э. - 1-ый век
до н.э.) также очень любили цветы. Они
украшали ими статуи своих богов, на
пирах мужчины надевали на голову и руки
венки из роз, мирта, лавра; цветами богато
украшали столы. Лавр был самым любимым
растением греков. Лавровым венком
украшали головы победителей олимпиад
и великих поэтов.
Одновременно с
образованием больших городов (например,
Рима – 7 век до н.э. – 5 век н.э.) возникли
расположенные за их пределами первые
сады, производящие товар, а внутри
городов уже началась бойкая торговля
цветами. Флористика выделилась в ремесло.
Римляне превзошли греков не по красоте
цветов, а по количеству созданных
изделий. Их излюбленными цветами были
лилии и розы. Места проведения пиров
украшали цветочными гирляндами, корзинами
с цветами и фруктами. Военачальников-победителей
встречали ковром из цветов, осыпали
цветочными лепестками. Венки из роз
надевали императоры; войны, отправляющиеся
на битву; влюбленные.
Праздник цветов
в древнем Риме назывался «Флоралия».
Его проводили в начале мая. Начинался
он представлением жертвы на форуме.
Затем украшенные цветами участники
праздника шли к алтарям, и, наконец,
празднество заканчивалось играми в
амфитеатре…
В средние века
(романскую эпоху - 5-ый-14-ый век) украшение
цветами и само разведение цветов было
связано с монастырями и служило только
для украшения церквей. Затем с возникновением
готического стиля началось развитие
цветочной символики. Люди стали наделять
растения различными свойствами, считая,
что они могут олицетворять какие-либо
понятия. Так появился язык цветов:
например, лилия – это символ скромности,
белая фиалка означает искренность,
мимоза - чувствительность. Именно с
этого времени цветы считаются не просто
как декорация и украшение, но и средством
выражения художественной идеи.
В эпоху барокко
интерьеры домов снова стали богато
украшать цветами, букетами, корзинами
огромных размеров и роскошных форм.
Часто использовались цветочные мотивы. Классицизм (конец
18 века - середина 19 века) зародил стиль
бидермайер, олицетворявшего жизненные
принципы городского мещанства. Во
флористике в этот период господствует
жесткое, исповедующее искусственные
формы, направление – формалистическая
флористика. Этот стиль воспринимает
цветы как строительный материал, типа
кирпичей. При таком подходе цветок не
может проявить свою индивидуальность.
Примером таких изделий могут быть: венок
на плотной основе с наколотыми цветами;
букет в оболочке; плоский букет; букет
в виде полусферы; предметы, выполненные
из цветов; фигуры животных; карнавальные
украшения и т.д.
В последствии
эпоха романтизма (середина 19 века)
возродила букеты, которые составлялись
уже более свободно и естественно. В это
время путешествия с географическим
открытиями позволили открыть много
новых и, главным образом, тропических
растений. Стали строить оранжереи и
выращивать в них экзотические цветы.
Выбор цветов стал намного шире.
Конец 19 века –начало
20 века – создал стиль макарт-букет
(необарокко), названный по имени венского
художника Ганса Макарта. В многоцветные
огромные букеты включали как местные,
так и экзотические растения, листья
пальм, плоды, декорировали павлиньими
перьями, тропическими бабочками,
раковинами. Выращивание декоративных
трав, изготовление окрашенных сухих
цветов стало бурно развиваться именно
в это время.
Декоративными
элементами на зданиях стали стилизованные
листья и природные мотивы, извилистые
линии. Были популярны народные сюжеты.
Во флористике делались работы, с
использованием художественно осмысленных
предметов (например, лира, скрипка,
голубь, часы), но, к сожалению, такие
работы выглядели часто вычурно, не
вызывая положительных эмоций. После Второй мировой
войны (1950-е годы) появился вегетативный
стиль. В композиции такого стиля
включались только происходящие из одной
местности или же принадлежавшие одному
времени года цветы, плоды, собранный
мох, ветки, камни. Элементы растительного
происхождения вызывают природный эффект
в композициях, так как они используются
в том виде, в котором встречаются в
природе. В 1960-годы
распространился новый стиль -
линейно-графический. Компоновка в
композицию малого количества растительного
материала необычной формы и красоты
дала новый толчок к возрождению культуры
флористики. В это же время появился так
называемый параллельный стиль, в котором
композиция строится на параллельных
прямых. Как правило, в ней используются
цветы с прямыми стеблями, перпендикулярно
к которым располагаются листья или
ветки.
1980-е годы ознаменованы
рождением так называемого структурного
стиля. Цветы здесь используются в виде
пятен, несколько разбросанных в
пространстве. Из этой основы выделяются
линейные элементы, например, лоза,
которые и объединяют части всей структуры. А с 1990-х лет
флористы-дизайнеры уже создают свои
индивидуальные стили.
У дальнейшего развития
флористики совершенно безграничные
возможности, принимая во внимание
большое многообразие растений, дополнений
и принадлежностей все более высокого
уровня. Фирмы, которые выращивают
растения, создают, а затем реализуют
декоративные и технические материалы,
ежегодно предлагают новые товары, тем
самым подбрасывая в круг пользователей
новые направления, новые тренды
(тенденции), создавая особую флористическую
моду.
Вот такой интересный
экскурс в истоки флористики… И, наконец, хочется
еще раз подчеркнуть, что цветочный
дизайн – прекрасный вид искусства, и
каждой хорошей хозяйке нужно стремиться
к тому, чтобы в ее доме, кроме красивой
мебели и поделок ручной работы, был
уголок живой природы, представленный
неповторимыми по своей красоте цветами.
А еще лучше, если она обратится к
специалистам - флористам-дизайнерам,
которые создадут для конкретного
интерьера или торжества шикарную,
составленную по всем законам и правилам,
гармоничную композицию, вложив в нее
свою душу, оптимизм, опыт и знания. Такая
композиция будет долго радовать
окружающих и создавать отличное
настроение.
Продолжение следует…. Флорист-дизайнер
Смирнова Виктория Владимировна,
генеральный директор ООО «ВИКТОРИАНА».
|