Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
ВИКТОРИАНА |
|
ИСКУССТВО АРАНЖИРОВКИ.
ЦВЕТОЧНОЕ ДАО
Эта статья – смысл того, чем занимается наука создания красоты «флористика». Она предназначена, скорее всего, для профессиональных аранжировщиков, однако будет очень полезна и тем, кто еще только хочет стать профессионалом в области флористического дизайна. Под профессионализмом здесь следует понимать не «умение вести бизнес», а художественное видение. Статья требует внимательного обдумывания каждого постулата. В ней есть ответы, а вопросы Вы должны задать себе сами, а дальше дать самим себе свой собственный ответ… Написана она по мотивам философии самого знаменитого японского дизайнера СОФУ ТЭСИГАХАРА, отдавшему этому древнейшему искусству красоты всю свою жизнь и создавшему самую знаменитую школу цветочного дизайна. Не зная этой философии, очень сложно работать профессионалу над уровнем собственного духовного развития, ведущего к личному росту в искусстве. Она - «ключик» к миру самого прекрасного и совершенного. Любая профессионально созданная аранжировка дизайнера должна вызывать у зрителя очень сильные чувства и глубокие переживания. Они могут быть как позитивные, так и негативные. Если этого не произошло, то такая работа имеет право на существование, но никогда не станет шедевром, так как в ней нет смысла. Без богатства духа аранжировщик не сможет создать шедевр, который затронет человеческие души, так, чтобы они смогли запеть и унестись в другое восприятие мира. В этом – оценка вновь созданного совершенства и истинной красоты. Это и ад, и рай одновременно…
И так перейдем к философии …..
1. При создании аранжировки главное в ней – не цветы, а тот, кто создает эту композицию. 2. Все растения говорят. Говори с ними, изучай их. Все цветы красивы, но человеку свойственно отдавать предпочтение некоторым из них, которые трогают их душу.
3. Счастье, когда есть цветы. Но если их нет, не нужно бросаться на их поиски. Используй то, что у тебя есть.
4. «Сосна в композиции не должна смотреться сосной. Как же это трудно этого достичь, не так ли?…Цветы в композиции не должны быть подобны цветам на лугах»
5. «Роза в руках настоящего дизайнера перестает быть обычной розой» « В композиции не человек дает жизнь цветам. В цветах оживает человек».
6. Композиции по уровню исполнения можно разделить на мастерские, высокохудожественные и божественные. Достичь успеха на мастерском уровне – дело чрезвычайно сложное.
7. Тренировка рук очень важна и в обучении она должна предшествовать всему. Ничего хорошего не получится, если ваши руки не двигаются, не привыкли к делу. Руку можно обучить. Она может натренироваться. Вы упражняете свои руки, а тем временем в работу включается и душа.
8. Чем бы вы не занимались во флористике, первым этапом всегда будет подражание.
9. Цветы красивы, красивая ваза, но не всякая композиция из них красива. Понимание этого дает возможность совершенствоваться. Именно поэтому флористика так увлекательна и так трудно. Сложится ли естественный образ? Сложится ли искусственный образ? Сложится ли божественный образ?
10. Цветок в композиции перестает быть цветком, он превращается в человека. Аранжировка создается из цветов, но без человека она невозможна.
11. Попробуй сделать композицию из листьев.
12. Обмани! Обман есть творчество.
13. Передай в композиции то, что нельзя увидеть. В душе много образов, недоступных глазу.
14. Цветок конкретен, аранжировка – абстрактна.
15. Композиция всегда отражает в себе человеческую жизнь.
16. Суть Икебана – как создать объемность? Как преобразовать форму?
17. Сухое растение – красиво. Про увядшее так не скажешь. Увядший цветок подобен протухшей пище, сухой же цветок – совершенно иное. В сухих травах, сухих ветках, сухих цветах много прекрасного.
18. Не бойтесь пользоваться техникой отрезания. Мы отрезаем, отрезаем, отрезаем и так создаем постепенно композицию. Затем используем технику сгибания веток. Она применяется не только для получения изогнутых линий. Эта техника нужна и при создании прямых. Следующая базовая техника – техника фиксации и крепления веток.
19. Вот цветок - появляется ваза. Вот ваза – и выбирается цветок. Необходимое друг другу должно воедино слиться. Цветок – творение бога, ваза – творение человека. В этой встрече заключено все. Мир Икебана – мир встреч. Встреча вазы, которую создает человек и цветка – творения бога. Человек любит цветы, но должен приносить их в жертву. Это точно также как человек любит животных, но питается ими.
20. Цветы в композиции, то неожиданные, мимолетные, то смелые, свободные. То они будят в сердце светлые надежды, то повествуют о неизбежности жертв и бренности человеческой жизни. То тревожат сердце смятением чувств, То дерзки и отважны, даруя решимость объять всю Вселенную. Прекрасные, радостные цветы. Цветы, пробуждающие в душе чувство изысканности и недосказанности. Цветы задают человеку много мудрых загадок. Аранжировка создается в непрерывной беседе с цветами. Нужно погружаться в это ощущение.
21. В икебана есть лишь две возможности: либо вписать свою работу в заданное место, либо полностью пренебречь им. Но как же радостно, если место для композиции действительно хорошее.
22. Линия, цвет, масса – три кита Икебана. В ветках деревьев превосходна линия. В цветах и травах превосходны цвет и масса.
23. При созерцании цветка в душе рождаются самые разные мысли. Цветок вовлекает человека в беседу.
24. Цветы совсем необязательно нежны, красивы, хрупки. Есть и такие, что угрюмы, упрямы, крепки, исполнены мистического. Язык цветов, богатый подобными загадками, будит в человеке безграничные фантазии. Цветок хрупок, нежен, но это внешне, внутри его сила, так как он способен вынести природные стихии. В нем скрыты необычайные жесткость и упорство, позволяющие противостоять неумолимому ходу времени, выдерживать ветры и снежные бури.
25. Наиболее важен момент завершения композиции. Сконцентрируйте в этом моменте все.
26. Несомненно, что для создания композиции важна техника. Вы оттачиваете технику и приемы, чтобы овладеть искусством создания. Но следует помнить, что, в конечном счете, обозрению предстает не техника и не приемы. Обозрению предстают цветы и то, что они выражают. Если вы упустили в своей работе цветы – это конец. Под словом цветок в искусстве Икебана подразумеваем «растение», имея в виду тем самым, что это уже другая икебана.
27. Аранжировка должна согласовываться с местом ее установки. С открытым сердцем обращайтесь к новым местам для композиций, и в вас всегда будет бить ключом смелость и искренность.
28. Готовая композиция – это цвет и форма. 29. Я часто представляю растения в образах диких животных. Это завораживает меня.
30. Корни и пни старых деревьев зачаровывают нас своим грубым упорством, а цветы – своей быстротечностью. Создавая композицию между двумя полюсами, мы постигаем неисчерпаемое очарование природы. Как выразить это с полной силой? Вот мучительная задача искусства аранжировки.
31. Аранжировка становится искусством, если ищет ответ на вопрос: что добавить к природе? Что отбросить от нее? Что создать вместе с ней?
32. Как изменить природу – важнейший вопрос в Икебана. К природе мы добавляем свое умение, мастерство. Что добавить? Как изменить? К природе добавляется человек.
33. Композиция завершена, если более ничего отбросить из нее нельзя.
34. Воспринимать разумом и воспринимать чувством – это разные понятия. Настоящее произведение искусства может быть создано только эмоционально богатым, тонко чувствующим человеком. Пусть искусство и рождается из природы, человек в искусстве должен подчинить природу себе и выразить в ней самого себя.
35. Совершенная композиция возникает только у того, кто в совершенстве владеет даром слышать язык цветов. Все цветы (растения) говорят с нами по-разному. Чтобы слышать цветок, надо обратиться к нему с открытым сердцем… Широко распахните свою душу навстречу цветку!!! Думайте о цветах как о людях. У цветка есть душа и внешне он тоже похож на человека.
36. При создании аранжировке не просто ставится цветок в вазу, а создается объемная форма.
37. Хризантема, пока ее не использовали в композиции – хризантема, но в композиции – уже нет. Она переродилась в нечто иное: в композицию с хризантемой. Теперь она воплощает создателя композиции, а зритель видит не хризантему, а конкретного человека через ее образ. Как преображена естественная хризантема? Это зависит от состояния человека в момент творчества, от его испытываемых чувств в конкретный период времени. Когда человек счастлив, цветы у него не будут выглядеть грустно и уныло, если он в тоске и печали, такой же у него получится и композиция. Композиция – это чувства человека, его индивидуальность.
38. Глядя на колокольчик, мы представляем капли росы на его лепестках, слышим жужжание насекомых вокруг него. Все это хорошо, но недостаточно. Через фиолетовый цвет можно выразить чувство печали, в нежных гладких лепестках воплотить чистую девичью юность – вот что хотелось бы видеть средством самовыражения создателя композиции.
39. Сорванный цветок утрачивает единство и гармонию с природой. Его жизнь с этого момента становится искусственной. Мало поставить его просто в вазу. Нужно дать ему как можно больше, чтобы показать его истинную красоту с большей силой, вложив в него красоту своих собственных чувств. Нужно работать над этим. Это дух Икебана.
40. Используя разнообразные свойства растений – его характер, его ценность и красоту – выражать в композиции всевозможные образы. При таком подходе человек стремиться воплотить в композиции свои мечты и идеалы. Чтобы приблизиться к желаемому, мы ищем различные творческие приемы. Может прямо стоящую ветку надо перевернуть? А может снять с нее кору и отбелить и появиться что-то, чего в ней не видно сейчас?
41. Композиция, изготовленная на базе голой техники, не будет выражать ничего, кроме капризов и недостатков сделавшего ее. В ней будет только высокомерное отношение человека к цветку. Композиция рождается при слиянии человеческой души и созданного богом цветком, поэтому она не должна выглядеть как сделанная чисто механически.
42. Лицо и изнанка завершенной композиции. Лицо – это сторона, с которой смотрят на композицию. Изнанка – это то, что не видно в композиции, но чувствуется. Чем отчетливее различается лицо и изнанка, тем красивее композиция. Лицо создается работой глаз, изнанка – работой сердца. Понятны и просты те произведения, где главенствует лицо, а изнанка второстепенна. Те же, где важна изнанка, а лицо второстепенно, сложны для понимания.
43. Зрительный образ воды очень важен в композиции, так как очень важно увязать между собой образ воды и образ цветов.
44. Необходимо бросить свои творческие силы на поиск новых возможностей использования тех благ, что несут человеческие достижения.
45. Случайность в Икебане. Все случайно. Также и в жизни человека. Случайна встреча и с цветком. Важно, что встреченный случайно материал суметь сделать своим.
46. Ни один, даже самый искусно созданный интерьер, не играет такой решающей роли, как цветок в нем. С красотой цветка не сравниться ничто. Человеку естественно пользоваться всеми дарами богов. Поэтому мы столь широко применяем цветы в нашей жизни. Казалось бы срезать цветок – это злодеяние, но если его использовать для высших целей искусства – это свидетельство любви к цветку.
47. Нет композиции без темы. Если композиция создана в процессе, не задумываясь, то здесь темой является технический материал. Сначала должен быть замысел автора. Что думает человек? Каковы его убеждения? На этой основе разворачивается вся последующая работа. Появляется четкость базовой формы и правильность (ясность) цели. Далее важен выбор материала, из которого будет делаться композиция. Цветы и ваза должны быть подходящими. Затем идет техника и мастерство выразительности. Замысел, материал, техника – составляющие любого произведения искусства. Затем идет выбор стиля композиции. Это зависит от индивидуальности автор, особенностями ситуации, целей, от места, где будет экспонироваться композиция – в нише или жилой комнате, в официальном зале или комнате для отдыха. Композицию делаем легко и непринужденно, но с пристальным вниманием и тщательной техникой. Все смотрим, смотрим, смотрим на нее и делаем. Можно сразу же воплотить замысел или сделать набросок, чтобы не упустить мысль. Главная задача в композиции – это создание новых форм. Рисуем в специальной тетради новые формы. Создав рисунки композиций, переходим к их практическому исполнению. Есть и другой способ поиска форм – искать их в процессе аранжировки. Владеть нужно обоими способами.
48. Даже несовершенные композиции есть творчество достойное уважения, так оно сделано с любовью и бережно.
49. Работая над композицией можно сильно увлечься и забыть обо всем. Но к этому нужно относиться разумно. Плохо, когда вы работаете только глазами, а душа исчезла. Еще хуже, если вы не работаете глазами, а только одними руками. При работе над композицией надо время от времени давать рукам отдых и со свежими чувствами рассматривать сделанное. В процессе работы каждый отдельный элемент используемого материала, особенно растительный, следует рассматривать самым тщательным образом и выискивать в нем привлекательность. Нельзя смотреть рассеянно, так как это может войти в привычку. Важно выработать в себе умение разглядеть, что можно отыскать в цветах. Нужно делать все со вниманием. Но саму композицию лучше рассматривать как совокупность отдельных частей, чтобы в процессе ее создания она не распалась на отдельные части, нарушая ее целостность. Рассматриваем ее с точки зрения зрителя, отойдя на должное расстояние, сидя или стоя, сверху или снизу, то есть под разными углами зрения, чтобы вовремя обнаружить досадные промахи и огрехи.
50. Сочетая между собой растительный материал, действует единственный критерий красиво или нет. Не идите на поводу у материала., иначе композиция может быть неглубокой и слащавой.
51. Пропорции, пропорции, пропорции… Ищем и обратные пропорции и используем их. (Привычно по высоте высокое дерево - низкая трава, не лишено смысла и обратное утверждение высокая трава – низкое маленькое дерево).
52. Не идите на поводу общепринятых представлений о «красоте». В этом вопросе все определяет ваша собственная позиция.
53. Лучше иметь собственную линию. Среди многих линий, присущих каждому растению, можно найти свою особенную и через нее выразить себя. Тогда ваша композиция непременно засияет свежей новизной и живым очарованием.
54. Ветка – это уже линия. Но отбрасываем все ненужное, предварительно определив нужное, чтобы создать свою совершенную линию. Ветка, лист, венчик цветка – в форме любого из них вы обнаружите бесконечное богатство кривых линий. Прямую линию в растении найти очень трудно. Кривые линии содержат гораздо больше возможностей передать чувства и настроение, поэтому надо в первую очередь овладеть искусством их применения, а только потом переходить к работе с прямыми линиями. В прямых линиях не ощущается динамики движения. Это линии покоя. Но внимательного изучения заслуживает выражение контраста состояния покоя и движения через комбинирование в композиции прямых и кривых линий.
55. Для выявления линии более подходят композиции с малым количеством материала. Но бывают случи, когда линия выражается через массу. Композиции с малым количеством материала имеют большую силу выразительности. Одиночный цветок смотрится заброшенным. Оживить его может ветка зелени или спаржи. На таком фоне цветок засияет свежестью и будет смотреться. Если вы ставите два или три цветка – ставьте их одного вида.
56. Композиция выразительна, если она прекрасно смотрится и на некотором удалении от нее.
57. Техника исполнения композиции – это инструмент для выражения ваших чувств. Без отточенной техники нельзя создать прекрасную композицию. Но на первом месте в Икебана, разумеется душа, а не руки.
58. Секатор должен стать частью вашего тела. Обрезайте ветки. Режьте смело, убирая лишнее, доводя ветку до совершенной линии.
59. Чем меньше композиция, тем большим должно быть ее содержание. Она должна давать широкий простор воображению и производить глубокое впечатление.
60. Внимательное рассматривание цветка, листа или маленькой ветки позволяет обнаружить удивительные по красоте формы. Отдельный лист или лепесток несут в себе свежесть форм, совершенно отличных от того, что мы видим в композиции из нескольких растений. Очень полезно попробовать превратить эти открывшиеся миниатюрному взгляду формы в самостоятельную композицию.
61. Большой сосуд подчеркнет и усилит очарование маленького цветка.
62. Очень важно согласованность композиции с местом размещения. Сначала пространство, затем в нем создается композиция.
63. Ощущение движения в композиции – это важно.
64. Пересматривайте привычное по-новому. Это касается всего цвета, фона, пропорций и т.д.
65. Важно учесть освещение композиции. Как правило, композиции рассматривают вечером при искусственном освещении.
66. Обучать – это не просто передавать знания, но и учить радоваться своему занятию, любить его. Учитель должен трудиться сердцем. Нужно меть войти в состояние ученика и понять его душу. Ученик, сделавший даже слабую работу, все-таки упорно трудился. Работа ученика - это не просто испытание для него, но и экзамен для своего учителя.
67. Хотите совершенства, общайтесь с человеком, который превосходит вас в мастерстве.
68. Просто практика без знания базы не даст мастерства.
69. Не отдавайте все ваши силы для завершения композиции. Законченная на полном душевном истощении она не будет хорошей. Завершая свой труд, вы должны чувствовать в себе запас творческих сил, вот тогда композиция будет достойной.
70. Не следует приступать к композиции, не познакомившись с залом. Без этого не возникнет замысел. Нужно уяснить для себя тип композиции, ее размеры и т.д.
71. При установке композиции важно сочетание работ, стоящих ближе к вам слева, справа. Спереди и сзади.
72. Кто меняется, тот растет.
73. Новизна выражается через использование привычных предметов совершенно по-новому.
74. Тот, кто открыт для нового, не бунтует против старого – он берет из него все нужное и отбрасывает все ненужное.
75. Думайте, что такое красота.
|
Категория: Интересные статьи | Добавил: victoriana (30.06.2013)
|
Просмотров: 396
|
|
|